Бурятские узоры и орнаменты с трафаретами и самодельными шаблонами
Бурятские узоры и орнаменты с трафаретами, шаблонами и фото
Бурятские узоры – это национальные узоры, которые несут в себе определенный смысл, а не просто графически изображенные закорючки. Такие символы стали популярны как орнамент на одежде или другой вещи, используемой в быту. Народные мотивы несут в себе смысл, а каждая деталь, цвет имеют огромное значение, в отличие от современных принтов, которые используются только для декора. Подобные рисунки, которые наносятся на одежду и несут в себе определенное значение, стали уже популярным течением среди модников. Бурятские узоры и орнаменты, трафареты стали все чаще использоваться среди рукодельниц.
Но не все умеют передать точную копию подобных орнаментов, поэтому в помощь мастерицам может прийти трафарет. С помощью подобного инструмента можно сделать точную копию рисунка, безошибочно повторить его. Узоры настолько разнообразны, что покоряют все больше и больше людей. Своей яркостью, необычностью и в то же время простотой занимают одну из первых позиций в современном декоре одежды и других вещей. Такие узоры весьма распространенные среди народов монголоязычных.
Разновидность символики
Одним из самых популярных бурятских узоров является свастика. В переводе данное слово значит благосостояние. Подобная символика использовалась во всем мире и имела значение основных сил природы, четыре стороны света, четыре стихии, сезонов года. Свои корни эта символика берет из буддизма, поэтому те страны, где эта вера имеет место, узоры встречаются достаточно часто.
Рисунки появляются на святых местах, на статуях Будды. И вот такие интересные узоры пользуются спросом, когда их используют в одежде, в декорации комнат и даже в украшении своего тела. Многие рукодельницы часто используют такие рисунки в своих изделиях. Поэтому ниже мы предоставим шаблон узора.
Узоры животных
Бурятские узоры в виде животных известны еще с древних времен. С помощью таких изображений можно показать разные истории. Но порой в технике можно встретить не только четкие рисунки, но также и небольшие части животных.
У самих бурят в одежде и других бытовых изделиях можно легко увидеть рисунки пяти самых важных для этой культуры животных. Ведь именно в этой культуре скотоводство достаточно развито. Такие животные, как козы или коровы, являются теми животными, которые украшают одежду этого народа. Но также еще и рога, копыта и голова в целом.
Многим рукодельницам нравятся подобные орнаменты на одежде, особенно, если вещи будут вязаные. Свитер с оленями, другими узорами является одним из самых важных элементов современной вязаной одежды. Рисунки модно использовать в вязании варежек. Сами узоры достаточно простые. Важно придерживаться представленным схемам. Но кроме вязания, такие узоры можно сделать и с помощью вышивки на одежде, скатерти, салфетки. Они встречаются чаще у общества, которое не связано с буддизмом, именно в новогодние праздники или в холодный период года.
Главным источником, откуда можно черпать вдохновение по созданию бурятских орнаментов, является природа. Ведь именно все природное является неповторимым и уникальным. Для рукодельниц, которые хотят создать что-то необычное и совершенное, стоит взглянуть только на крылья бабочек или на форму листа, красивые рисунки на спинках гусениц, и это позволит фантазии плыть дальше.
Все орнаменты подразделяются на типы – геометрические, анималистические (изображение животного мира), растительные (рисунки изображены в виде растений – листья, деревья), природные (когда на рисуночке можно увидеть космическое тело, природные явления и другое), а также еще один тип – это культурные (события в жизни человека или даже народа). Каждый орнамент рассказывает свою историю. Поэтому мастерицы в рукоделии на полотне ткани, листе бумаги такую историю пытаются изобразить. Но чтобы получилось достаточно точно, нужно иметь не только терпение и фантазию, но еще и шаблоны, выкройки. В этой статье можно найти фото различных рисунков, которые с помощью трафарета возможно перенести на ткань или лист бумаги, а затем создать уникальный узор.
Например, культурные орнаменты выполняются чаще всего на полотенцах, скатертях и салфетках. Очень важная поправка — на данных вещах с учетом бурятских узоров нужно изображать восемь предметов. Ведь именно в Буддизме это важный элемент при создании вещей с этим рисунком. При создании таких рисунков нужно понимать, что необходимо соблюдать правильность подбора элементов, чтобы смысл не был утрачен.
Чтобы создать такие узоры, необходимо взять лист бумаги, где есть изображение рисунков, и с помощью трафарета перенести на нужный материал. А дальше, в зависимости от вида деятельности, сделать орнамент на данном материале.
Видео по теме статьи
В статье представлена видео-подборка, с помощью которой можно научиться делать шаблоны бурятских узоров с помощью трафарета.
Как распечатать для работы трафареты орнаментов и узоров
С каждый годом растёт популярность народной росписи. Многие дизайнеры и простые хозяйки стремятся применить её в декоре домов и квартир. Чем обусловлена такая тенденция — непонятно, возможно, люди хотят приблизиться к культуре своих предков. Совсем необязательно искать знатоков этого искусства, чтобы украсить своё жилище подобной росписью. Можно скачать в интернете, а затем распечатать трафареты орнаментов и узоров. Они помогут самостоятельно нанести красивые рисунки на нужные поверхности.
Орнаменты народов России
Россия — многонациональное государство, поэтому история этой страны включает в себя культуры разных народов. Они зародились много веков назад, но до сих пор оказывают влияние на мир. Трафареты русских орнаментов и узоров несложно изготовить своими руками, главное – знать, из каких мотивов должны состоять подобные рисунки.
Сегодня стали пользоваться популярностью одежда и декоративные поделки в фольклорном стиле. Многие рукодельницы начинают задумываться о создании уникальных вещиц. За основу рисунка всегда можно взять готовый раппорт или придумать собственный эскиз в понравившемся стиле. Чтобы успешно воплотить в жизнь любую задумку, нужно:
- Выбрать орнамент и разложить его на простые составляющие.
- На миллиметровой бумаге расчертить разметку, определив место каждого фрагмента и его серединки.
- В центре зарисовать первый простейший элемент.
- Постепенно перерисовать остальные составляющие орнамента.
Уникальный рисунок готов. Осталось изготовить с помощью него шаблон, и можно перейти к украшению стен, одежды или поделок.
Прежде чем приступить к зарисовке эскиза, рекомендуется познакомиться с орнаментами разных народов, чтобы выбрать подходящий.
Культура русичей
Ещё до прихода православия русичи-язычники стали украшать свои одежды, предметы быта и дома оригинальными орнаментами. Они состояли из отдельных, повторяющихся рисунков. Для создания народных узоров всегда использовались традиционные мотивы, например, геометрические фигуры. В древности эти элементы наделяли тотемным значением, каждая семья считала, что имеет сильного покровителя из мира животных или растений, поэтому её члены наносили на домашнюю утварь символику своего защитника.
Постепенно родовые орнаменты становились достоянием всей деревни, семьи обменивались друг с другом своими рисунками. Через некоторое время уже все племя пользовалось символами, которыми первоначально обладали только определённые люди.
Со временем они расходились по соседним населённым пунктам. Так в Древней Руси появились народные орнаменты.
Стоит отметить, что в различных регионах страны для рисования использовали только определённые цвета. В старину люди готовили красители самостоятельно из овощей, ягод и растений. Поэтому несоответствие цветовых палитр разных местностей объяснить просто: местные жители применяли только доступные ингредиенты, то есть растущие именно в их климатических и природных условиях.
В древние времена орнаменты использовали не только в качестве украшений и оберегов. Они несли в себе серьёзную смысловую нагрузку. Рисунками не только любовались, их также можно было читать. Каждый элемент картинки имел определённое значение.
Алатырь — считался основным славянским знаком. Он символизировал равновесие мира, а также его двуединство и бесконечность вселенной. Его узоры — это камень Алатырь и восьмиконечная звезда. Именно к этим символам древние обращались за помощью в трудных ситуациях.
Мировое древо Жизни или Царствования — народ верил, что оно произрастает на Алатырь-камне, а божества отдыхают под его раскидистой кроной. Этот символ очень почитали и часто использовали в орнаментах.
Свастические символы или ярга — универсальные эмблемы бытия. Нередко встречались в славянском рукоделии, но чаще использовались в качестве сильных ритуальных рун.
Самым распространненым знаком считался Коловрат, олицетворявший добро, солнце и счастье.
Животные и растения — люди одушевляли и обожествляли их, поэтому довольно часто включали в узоры орнаментов.
Арепей или Орепей — ромб с выступающими сторонами, считался символом богатства и счастья. Славяне верили, что в одежде, расшитой арепеями, человек будет чувствовать себя уверенней.
Его вышивали на разных частях кафтанов: рукавах, поясах и т. д. От места расположения зависело значение этого символа. Также такой ромб носил следующие имена: Репейник, Колодец, Гребенчатый, Дубок.
Обычные люди с помощью традиционных рисунков стремились защитить себя и свою семью. Символы-обереги наносились на кухонную утварь и мебель для защиты дома. Также их вышивали на предметах гардероба, чтобы уберечь тело от злых духов и болезней.
Шаманы и волхвы украшали специальными орнаментами ритуальные предметы и одежду. Постепенно старинные рисунки стали подвергаться изменениям, некоторые даже превратились в опознавательные знаки определённых населённых пунктов. Росписи и поделки стали получать названия, в соответствии с местностями, где были придуманы.
Вид росписи «Гжель» — яркие растения, преимущественно цветы, выполненные синей краской на белом фоне. Техника получила название в честь населённого пункта в Московской области (Гжель), где располагалось первое производство. Такой росписью обычно украшали посуду, например, белоснежный фарфор.
«Хохлома» — яркие и красочные узоры на чёрном или золотистом фоне. Родиной направления считается Нижегородская область, местные жители украшали такой росписью деревянную посуду.
«Жостовская роспись» — наносилась на металлические подносы чёрного (реже синего, зелёного и красного) цвета, после чего покрывалась лаком. Орнаменты представляли собой цветочные букеты. Ремесло зародилось в Нижнем Тагиле, но центром промысла считалась деревня Жостово.
Подобные рисунки даже сегодня можно увидеть на посуде. Уже который век они несут людям радость и красоту, при этом сохраняя историческую ценность. Практически в каждом крупном и провинциальном городе можно найти увлечённого энтузиаста-историка, занимающегося изучением традиционного творчества. Это говорит о том, что человечество не забывает своих предков и до сих пор пользуется их культурными наработками.
Татарские национальные узоры
Орнаменты (трафареты и шаблоны) татарского народа также пользуются большой популярностью, ведь эта национальность является второй по численности на территории Российской Федерации. Мастера и мастерицы с давних пор использовали различные рисунки для украшения одежды, бижутерии и предметов интерьера. В их работах присутствовали орнаменты трёх основных групп:
- геометрические — узоры из различных фигур, например, квадратов и треугольников;
- цветочно-растительные — включают в себя три разновидности рисунков: садовые растения (нарциссы, пионы, ирисы), лесные (колокольчики, васильки, ромашки), степные (тюльпаны, незабудки, маки);
- зооморфный — изображения различных животных: птиц, тигров, коней, львов, оленей.
Татарские орнаменты можно выполнять в различных цветах и оттенках. Хорошо подойдёт цветовая гамма времён года. Например, рисунки, выполненные в красках зимы, всегда получаются утончёнными и минималистичными, а лета — яркими и сочными.
За основу можно взять только один цвет, раскрашивая отдельные элементы орнамента разными оттенками. Работа выйдет лаконичной, стильной и интересной.
Посуда, украшенная подобными рисунками, всегда смотрится празднично и оригинально. Узоры могут быть насыщенными и колоритными или лаконичными и простыми, всего из нескольких повторяющихся элементов.
Такие орнаменты даже сегодня применяют при декорировании платьев и блузок. Необязательно полностью покрывать ими предмет гардероба. Достаточно сделать узорчатый акцент на поясе или воротничке, чтобы получить оригинальную и модную вещь. Отлично дополнят любой образ текстильные пояса и брошки с татарскими узорами и орнаментами.
Распечатать трафареты, найденные в интернете, и применить их в деле сможет каждый желающий.
Якутские, бурятские и башкирские
Стоит отметить, что орнаменты народов Якутии, Башкирии и Бурятии имеют схожие черты с татарскими узорами. В их работы тоже входят элементы трёх основных групп: геометрические, цветочно-растительные и зооморфные. Однако к ним также относятся антропоморфные символы. Предки этих народов верили, что весь мир населён духами — добрыми и злыми. Первые оказывали помощь людям, тогда как вторые, наоборот, стремились нанести вред. Поэтому в их орнаментах редко можно увидеть изображение человека.
Исключением является только фигурка женщины — символ жизни и плодородия.
Якутские мастера любили использовать её в ювелирных украшениях, что можно увидеть на картинке с традиционными серьгами.
Элементы бурятских орнаментов всегда были окрашены в определённые цвета, которые народ наделил особыми значениями. Так, самым важным оттенком считался небесно-голубой (синий), его связывали с божественной силой и считали символом верности и постоянства. Другие краски имели следующие определения:
Красный — борьба и сила, огонь и свет, красота и радость, исцеление и тепло, но в то же время агрессия и самовлюблённость.
- Жёлтый — вечность и солнце, прочность и величие.
- Белый — чистота, святость и счастье.
- Оранжевый — символизировал восход солнца, рассвет и возрождение.
- Чёрный — цвет печали, с ним связывали неудачи и несчастья, болезни и смерть, зло и опасность.
- Зелёный — бескорыстие, природа и плодородие, рост и обновление.
В бурятском творчестве чаще всего можно увидеть сочетание нескольких цветов, например, белого с синим, зелёного с оранжевым, жёлтого с красным. Национальные орнаменты привлекают своей яркостью и необычным видом. Глубокий символизм, вложенный в это культурное наследие, заставляет потомков задуматься о том, что именно их предки хотели передать будущим поколениям.
На развитие башкирских орнаментов оказало влияние представление людей о строении мира. Узоры формировались у них постепенно, первые элементы были довольно просты: листочки, ветки. Также они создавали рисунки, вдавливая в сырую глину семена растений или осколки камней и ракушек.
Для творчества башкирского народа свойственны растительные и геометрические узоры. Обычно ими украшали деревянные изделия, тканые полотна, металл и кожу.
Рисунки других стран
В магазинах с товарами для дизайна нередко можно увидеть различные статуэтки, вазы или горшки, стилизованные под восточную, греческую, монгольскую и даже буддийскую роспись. Людей издавна интересует культура других стран, ведь многие путешественники тратят весь отдых на экскурсии по достопримечательностям, а домой везут сувениры.
Восточные мотивы активно используют для росписи больших полотен и дорогих тканей, например, шелка. Они основаны на ритмичном построении элементов и стилизации реальных предметов. Корни этих орнаментов уходят в историю древней Месопотамии и Персии. Каждый элемент рисунка имеет определённое значение. Так, обычная цветочная розетка считается символом вселенского круговорота.
Чаще всего на работах мастеров востока можно увидеть растительные орнаменты, волшебных птиц и животных, а также Мировое дерево. Ещё одной особенностью этого искусства по праву считается ковровое заполнение. В рисунке сложно найти пустое место, не занятое линиями, травинками, ягодками и другими элементами.
Среди многообразия различных мотивов каждая рукодельница сможет найти подходящие рисунки. Можно украсить комнату, не задумываясь о значении отдельных элементов или, напротив, использовать орнаменты для привлечения удачи или охраны от недоброжелателей.
Бурятские узоры и орнаменты с трафаретами и самодельными шаблонами
Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.
Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.
Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:
1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.
2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)
3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.
Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.
Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.
Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.
В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.
Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.
Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.
Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:
«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.
«Улзы» («плетенка») – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.
«Дугуй хээ»(круг) – еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти – это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана – встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.
В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.
В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.
На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.
Зооморфные узоры можно разделить на группы:
- Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
- Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
- Эбере угалза. Этот орнамент часто называют “роговидный” и он считается одним из самых часто используемых.
В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.
Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.
Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:
Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос – это символ возрождения и победы жизни над смертью.
Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.
Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.
Бурятские орнаменты и узоры: особенности, разновидности и история
Каждой культуре соответствует определенная группа узоров, которые используются в вышивке на одежде или наносятся в качестве украшения на предметы быта. Эти орнаменты несут в себе глубокий смысл и в своем большинстве призваны охранять своего носителя, а также дарить ему счастье и удачу в делах. В подобных рисунках нет ни одного случайного элемента и цвета, все наносится в строгом соответствии с традициями предков. Только в этом случае узор будет иметь свою силу. Бурятские орнаменты отличаются большим разнообразием, обилием ярких красок и богатой историей. Изучению этих узоров искусствоведы уделяли большое внимание, ведь благодаря подобной тяжелой работе перед специалистами раскрывается культура народа, его традиции, обычаи и легенды. В нашей статье мы подробно опишем бурятские узоры и орнаменты, а также расскажем об их значении и смысловой нагрузке.
Орнамент: разъяснение термина
Прежде чем приступить к обзору бурятских национальных орнаментов, необходимо подробно объяснить, какие именно узоры могут называться орнаментом. Дело в том, что не каждый рисунок становится традиционным и используется повсеместно.
Сам термин “орнамент” пришел к нам из латинского языка. В переводе он обозначает “украшение”, но, как мы уже замечали ранее, не каждый узор может превратиться в орнамент. Под данную формулировку подходит рисунок, выстроенный на повторении и чередовании определенных элементов. Орнамент наносится практически на любые поверхности: тела (в качестве татуировки), здания, домашнюю утварь, одежду, ювелирные украшения и так далее. Часто традиционный узор встречается и в виде украшения на оружии. Особенно это характерно для восточных народов, но используется и среди монгольских племен.
Чаще всего орнамент состоит из реальных стилизованных мотивов либо основывается на разных фантазийных формах.
Значение орнамента: общая характеристика
Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.
Историки считают, что первый орнамент возник еще в эпоху палеолита и развивался параллельно знаниям людей об окружающем мире. Изначально использовать рисунки могли только шаманы и те, кто обладал особыми паранормальными способностями. В дальнейшем право наносить орнаменты получили и простые люди, желающие попасть под их защиту.
Функция орнамента
Рассматривая назначение бурятского орнамента либо любого другого (в мире насчитывается не менее десяти региональных традиционных узоров), стоит иметь в виду, что его древнейшее назначение – это магия. Рисунок выбирался и наносился в процессе специального ритуала в зависимости от того, что было необходимо человеку. В качестве оберега подходил один орнамент, а для привлечения удачи был нужен другой. Специальные узоры были для охотников, женщин, молодых матерей и так далее. Трудно представить какую-либо сторону жизни племени, которая не требовала бы нанесения орнамента.
Разновидность бурятских орнаментов
Каждый традиционный узор того или иного народа имеет несколько вариантов, которые в дальнейшем формируются в группы. Интересно, что специалисты находят много общего между бурятским орнаментом и тем, который был принят у кельтских племен. Обе группы весьма разнообразны, к тому же имеют похожую классификацию. Бурятский народный орнамент искусствоведы делят на четыре вида:
- геометрический;
- растительный;
- религиозный;
- зооморфный.
В каждую категорию входит несколько разновидностей узоров, все вместе они создают разнообразие бурятских орнаментов, которое поражает воображение буквально с первого знакомства с культурой и традициями кочевых народов.
Еще несколько слов о традиционных узорах
Бурятские орнаменты имеют свое особенное название – “угалза”, которое переводится как “узоры”. Так как каждый национальный рисунок отражает быт и традиции народа, то изучив орнаменты, можно получить полное представление о том, как живут кочевые народы. Интересно, что бурятские узоры перекликаются с орнаментами всех монголоязычных народов. Ученые утверждают, что все кочевые племена когда-то были едины. Эту теорию как раз и подтверждает идентичность традиционных орнаментов.
Геометрические узоры
Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:
Все виды геометрических бурятских орнаментов значение имеют сакральное и очень глубокое. Поэтому используются в особых случаях и с определенным смыслом.
Молоточные узоры
Молоточный орнамент у монголоязычных племен наносился только на особо ценные вещи. Такой рисунок еще часто называют “меандр” или “алхан хээ”. Последнее название образовалось от монгольского слова “алха”, которое в точном переводе означает “молоток”. Данный орнамент символизировал движение в широком смысле этого слова. Под ним подразумевается вечный круговорот всего сущего во Вселенной, которая находится в непрерывном движении. Пока оно не останавливается, длится жизнь на планете. Сегодня меандр наносится на различные бурятские изделия довольно часто. Он является одним из самых популярных и распространенных, поэтому чаще всего туристы приобретают сувениры именно с этим узором.
Плетенка
Одним из самых древних геометрических рисунков является плетенка, или улзы – бурятский орнамент, который имеет более десяти вариантов исполнения. Данный узор наносится с пожеланием счастья, благополучия и долгих лет жизни. Часто он становится оберегом для молодой семьи. Стоит заметить, что буряты до сих пор относятся к нему с большим трепетом и уважением. Из всех вариантов улзы наиболее распространен рисунок из десяти глазков. Он всегда располагается в центре композиций и представляет собой клетчатое либо криволинейное переплетение. Нередко данный узор дополнительно украшается растительным орнаментом. Интересно, что в буддизме улзы тоже очень широко распространен. В исполнении монахов он символизирует бесконечность жизненного цикла. В этом узоре проявляется базовое представление буддистов о перерождении человеческих душ.
Дугуй хээ
Круг – это тоже весьма почитаемый символ у бурятов. Такой орнамент называется “дугуй хээ” и символизирует вечный круговорот жизни, а также тепло и солнце. Буряты считали, что с момента рождения до смерти человек идет по кругу, как и все другие живые существа. Примечательно, что у бурятов существует ряд ритуальных танцев, которые исполняются именно по окружности.
Древняя свастика
Свастика – это тот орнамент, который встречается у многих народов на планете. Особенно часто его использовали буддисты, которые подобным узором покрывали одежду, а также стены религиозных сооружений. В общем смысле свастика символизирует единение четырех стихий, сторон света, времен года, а также противостояние противоположностей – светлого и темного, доброго и злого или, например, инь и янь.
Зооморфные орнаменты
Подобные мотивы по популярности не уступают геометрическим, к тому же они, по утверждению специалистов, даже более древние. Буряты изображают обычно животных не целиком, а частями. Каждый из нанесенных на предмет элементов несет свой смысл и изображается с определенной целью.
Зооморфные узоры можно разделить на группы:
- Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
- Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
- Эбере угалза. Этот орнамент часто называют “роговидный” и он считается одним из самых часто используемых.
- Хамар угалза. Данный узор чем-то неуловимо напоминает предыдущий, но называется “носовидный”.
Особое почтение у бурятов вызывает изображение льва. Он считается мощным оберегом от злых сил, поэтому часто его вплетают в орнамент у входа в религиозные сооружения. Еще одно животное, пользующееся невероятной популярностью, – это орел. Данный символ становится частью орнамента у шаманов, которые часто общаются с духами. Также известно, что орла называют тотемным животным ольхонские буряты, активно практикующие древний шаманизм.
Растительные орнаменты
Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали в самые древние времена. Изначально подобный орнамент носил магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть природы, а, следовательно, подпитывалось ее силами. Не только буряты, но и многие другие народы использовали элементы растительного орнамента в украшении одежды и предметов быта. В общем смысле узоры, где используются изображения растений, символизируют силу и жизненную энергию. Также они могут использоваться как символ материнства.
Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:
Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос – это символ возрождения и победы жизни над смертью.
Религиозный орнамент
Подобные узоры весьма разнообразны, поэтому несведущий человек не сразу способен распознать в рисунке религиозный орнамент. Он может быть сплетен из разных элементов, в зависимости от них меняется и смысл изображения. Чаще всего буряты используют следующие элементы:
- Галэн хээ. Так называются узоры, в которых используется изображение огня. Если кто-то дарит вам вещь с бурятским огненным орнаментом, то, значит, даритель желает вам долгой и счастливой жизни. Также буряты считают, что языки пламени способны связать между собой несколько временных промежутков и помочь увидеть будущее.
- Холонго. Радужный узор символизирует связь между небесным миром и земным. С помощью этого моста духи могут приходить к людям и принимать участие в их жизни.
- Соембо. Это очень важный орнамент для всех монголоязычных народов. Он представляет собой солнце и полумесяц, от которых и произошли согласно древним легендам предки кочевых племен.
В современном мире все больший интерес вызывают бурятские орнаменты и узоры. Шаблоны, по которым их можно воссоздать, в огромном количестве размещены в интернете. Их часто используют мастерицы в качестве основы для элегантной вышивки или резьбы по дереву. Но не забывайте о том, что каждый узор имеет свой смысл и должен наноситься к месту.