lavkatkani.ru

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Все о богородской резьбе

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Людей и зверей изображали еще первобытные художники. Потребность в воссоздании себя самого, людей и анималистических героев всегда актуальна для наивного искусства – она рождается в народе и выражается разными формами. Рисовать, лепить, вышивать, ваять, наконец, вырезать из дерева: человек в процессе своего художественного развития эволюционировал в выборе средств, форм, технологий. Пример такого народного творчества, ставшего образцовым – богородская резьба.

Особенности

Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе.

Традиционная богородская игрушка – это фигурки людей, животных и птиц, сделанные из неокрашенной липы. Изображали резчики и большие композиции из крестьянской жизни.

Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев.

История возникновения

В конце XVI столетия село Богородское стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, крестьяне села с того времени были монастырскими крепостными. И их заслуга в том, что появилось такое ремесло: в те времени и была заложена богородская резьба по дереву.

Троицкий монастырь объединил возле себя лучших ремесленников, иконописцев, резчиков по дереву и кости.

Потому называть богородскую игрушку только крестьянским ремеслом, примитивным и сравнявшимся со многими другими, будет неправильно. Даже царские дети играли с такими поделками.

Сергиев Посад считали столицей русской игрушки, в целом же промысел был развит во многих окрестных селах. Но наиболее заметным стало село Богородское, и его название увековечило самобытное ремесло. Кто был первым резчиком, доподлинно неизвестно.

По одним данным это был сам Сергий Радонежский, по другим – обычный житель Сергиева Посада, продавший куклу из липового чурака купцу, что торговал у Лавры. Есть мнение, что куклы начала делать женщина, жительница села Богородское, и вырезала игрушки она исключительно ради потехи для собственных детей.

Так или иначе, игрушки попадали к купцам, а оттуда – на продажу, где их и примечал народ. В середине XIX столетия промысел из города весь переместился в село.

Резьба считалась мужским делом, ведь оно требовало немалой физической силы и выносливости.

Но на конечный продукт работала вся семья: старшие сыновья готовили сам материал, младшие занимались ошкуриванием фигурок, делали несложные манипуляции. Работали умельцы сидя, располагая на коленях заготовку. Существовала и семейная специализация: более чем 1-2 видами игрушки семья не занималась. Существовали мастера «фигуристы» (вырезали из дерева человечков), «зверисты» и «птичники».

В начале прошлого столетия художественное направление переживало тяжкие времена. Если кратко, дешевизна импортных товаров машинного производства вытеснила с рынка ручную игрушку. И народное искусство могло погибнуть, но спасителями его стали профессионалы. Один из них, Николай Бартрам, заинтересовал кустарей в резьбе в таком же народном стиле, однако, по образцам профессионалов. Игрушка приобрела натуралистичность и значительную детализацию.

Не обошлось в богородском творчестве и без периода политизации: такая идея была распространена в то время, все искусство должно было служить идеалам партии. Мастера старались уйти от навязанных идеалов в сторону сказочных, а после – и исторических тем. В 60-х годах артель стала фабрикой художественных изделий. А потом был большой упадок: недалеко обосновали поселок строителей ГАЭС. Корни промысла, многовековые и славные, отмирали. Сложно было и в 90-е годы, но фабрика, пройдя разделения и переименования, все же выжила и функционирует сегодня. Она находится все там же, в поселке Богородское, недалеко от Сергиева Посада.

Виды древесины

Материал богородских умельцев – мягкая липовая древесина, ольха и осина используются реже. Заготовку деревьев осуществляли только зимой, ведь в эту пору в материале мало влаги.

У молодых деревьев древесина рыхлая и неупругая, для резчиков подходили только деревья возрастом 50-70 лет. Когда с липы снимают кору, дерево еще 2-4 года просушивается под специальным навесом.

Готовый к работе ствол распиливали, а кругляши поленьев делили на «горбушки» либо треугольные бруски. Как работает мастер с деревом:

  • полученные заготовки специалист размечает по готовым лекалам, делая карандашную обрисовку шаблона, а запилы выполняет ножовкой, зарубки делая топором (для контурных наметок);
  • излишки массы дерева он снимает стамесками, тонкую часть работы выполняет маленьким богородским ножом «щучкой»;
  • отходы липы отправляются на изготовление мелких деталей либо подставки для скульптурных групп.

Каждый богородский мастер бережет материал, каждый мастер старается увидеть новые возможности в художественной обработке древесины. Раньше мастера и вовсе работали без эскизов, с маху, что стало поводом для нового термина «маховая резьба».

Инструменты

Начинающий резчик, попадая в мастерскую к профессионалу, приходит в восторг от количества инструментов. Но практически все они – дело наживное, и работать начинают с базового набора. А уже потом каждый мастер подбирает новый инструмент под себя.

Какие инструменты необходимы:

  • нож-косяк – обладает удлиненным лезвием с прямой режущей кромкой;
  • резак для геометрической резьбы – может придавать полотну основную форму, и в то же время может резать мелкие детали;
  • богородский нож по дереву «Татьянка» – может выполнять весь цикл работ, от черновой обработки до тончайших деталей;
  • стамески для резьбы – бывают разные, прямые, угловые, полукруглые, клюкарзы, штихели;
  • вспомогательные инструменты – рубанок или рашпиль, топорик для черновых заготовок, ножовка или электропила, набор лекал, дрель, шлифовальная шкурка.

Набор может дополняться индивидуальными предпочтениями, но представленные инструменты – стандартный выбор резчиков.

Технология и популярные мотивы

Токарные игрушки и резные собираются из отдельных деталей. Гладкие детали будущей скульптуры обрабатываются шкуркой, пока их поверхность не станет бархатистой. Многие игрушки сегодня покрываются лаком, предварительно идут под роспись.

Но классический богородский медведь остается однотонным, хотя найти в продаже можно как и классического выполнения резные скульптуры, так и расписные фигурки.

В каком-то смысле можно ожидать, что промысел скоро словит новую волну популярности: пока соотечественники все еще в массе своей наслаждаются сканди-стилем, приходят новые дизайнеры и предлагают заменить скандинавский декор русским.

И богородские снеговики, Дед Мороз для новогоднего украшения дома – прекрасная находка. Так и с остальными скульптурами, способными сделать дом уютнее и краше. Основные мотивы и сюжеты ранних творений резчиков – нарядные куклы (барыни и гусары), конечно же, крестьяне, а также интересные многофигурные композиции, милые резные миниатюры.

Позднее коллекции пополнялись дамами, бравыми всадниками, лихими плясунами, солдатами, рыбаками, пастушками.

Дети очень любят анималистичные композиции, с которыми можно играть, а не только любоваться ими. Все темы резчики берут из жизни. Подмечают и ее красоту, и быт, и будни, и устное народное творчество в сказках и приданиях, и сцены, символизирующие радостные моменты жизни русского человека. Юмор и реализм спокойно сочетаются в этих работах, влюбляя себя благодаря гармоничности и цельности художественного высказывания.

Читать еще:  Панамка крючком для девочки со схемой и описанием работы

Одни из самых интересных богородских игрушек – те, что двигаются. Кнопка, пружинки, баланс помогают статичной фигурке стать динамичной. Даже знаменитейший скульптор Роден не жалел комплиментов для богородских мастеров, а подаренную ему игрушку бережно хранил. И это справедливо: чтобы создать игрушку в движении, нужно иметь еще и инженерно-конструкторское мышление.

Богородский промысел – часть богатой скарбницы народного искусства. Живет ли он сегодня в архаичных формах или двигается вперед, благодаря новым идеям современных мастеров, главное, что он жив и запрос на прекрасное изобретение предков поддерживается.

Экскурсию по Богородскому музею деревянной игрушки смотрите в видео.

Богородская резьба

Изготовление резных фигурок из дерева в посёлке Богородское

    Место Московская область / Сергиев-Посадский район / Богородское
  • Исторический период XVII в.
  • Вид резьба по дереву
  • Техники богородская резьба
  • Материалы дерево
  • Изделия игрушки, изготовление предметов быта, мелкая пластика, скульптуры

Немного истории

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».

Экспонат из Музея игрушки, Сергиев Посад Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

1979 марка И. Мартынов, Н. Черкасов, CC BY-SA 3.0

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах.

Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Резчик за работой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом.

«Сажают деревце» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.

В советский период, мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы.

«Каша из топора», музей Богородской фабрики Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.

Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

«Рождённая бурей», автор Бадаев Н.Н. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Богородская резьба в наше время

В селе Богородское и сейчас продолжают развивать традиционную резьбу. Все желающие могут обучаться в Богородском художественно-промышленном техникуме. Это старейшее учебное заведение, сохраняющее русские национальные традиции резьбы.

Медведь — один из символов села Богородское Eugeny1988, CC BY-SA 3.0

С 1960 года в посёлке работает ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепная и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

При фабрике создан Музей Богородского Промысла, где собрана большая коллекция работ старинных и современных мастеров, работавших на фабрике.

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

Фотогалерея

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

Предание

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку “ауку”. Дети порадовались, поиграли и забросили “ауку” на печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит: “Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам”. “Ауку” купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться “богородской”.

Татыга

Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.

Это было еще в четырнадцатом веке. Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.

Читать еще:  Пеленка для новорожденных своими руками: инструкция по пошиву для будущих мам

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь “потешный” промысел.

Дата возникновения

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны.

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Шедевры

Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: “Пастушок”, ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Кустарный музей

В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.

В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

«План» и «вал»

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.

С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия “художественная промышленность”, “план”, “вал” и другие абсолютно чуждые понятия.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального “богородского” ножа (“щучка”). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Наиболее известна игрушка “Кузнецы”, обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Богородская игрушка: история создания и интересные факты

Столица Богородской игрушки

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

Предания села Богородское

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

История развития народного художественного промысла

По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Особенности «богородского стиля» игрушки

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.

Читать еще:  Сова из шишек: мастер-класс с использованием природных материалов

Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.

Богородская резьба

В селе Богородском, недалеко от Сергиева-Посада, живут и трудятся мастера резьбы по дереву, продолжатели славных традиций русских ремесленников. Богородская резьба появилась как ремесло еще в 16 веке. Крестьянин делал игрушки для своих детей, для чужих детей, а там, глядишь, и продавать потихоньку начал. Соседи по селу, видя такое дело, и сами стали заниматься доходным промыслом, и пошло-поехало.

Со временем в селе не осталось ни одной семьи, где не вырезали бы из дерева. Персонажи, которых мастера брали за прототипы для своих игрушек, окружали их с детства. Пастух, дровосек, крестьянин с коровой, косарь. Позже появились в творчестве богородцев и мастеровые, и барыни да гусары, помещики и чиновники. Если простой люд в работах богородских умельцев изображался, как правило, с любовью и теплотой, то в фигурках барынь и гусаров почти всегда можно заметить тонкий юмор и иронию. Характерная особенность богородской игрушки – то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу. Если это дровосек – то он машет топором, если гусар – то гарцует на коне.

Широко известны такие игрушки, как «Кузнецы» и «Курочки», с подвижными фигурками на деревянных планках. Животные – не редкость в работах богородских резчиков, самый популярный персонаж животного мира в богородской игрушке, конечно же, медведь. В 19 веке в творчестве богородских мастеров резьбы по дереву появляются многофигурные композиции, жанровые сценки из жизни. Тройка с санями и лихим кучером, крестьянское гулянье, чаепитие – вот распространенные сюжеты таких композиций. Богородская игрушка 19 века – настоящий альманах деревенской жизни того времени. Большое место в работах мастеров занимают сцены из крестьянского быта, из жизни деревенских мастеровых – кузнецы, бондари, плотники – все они запечатлены богородскими мастерами в своем творчестве и по отдельности, и в многофигурных композициях.

Материалом для богородских игрушек служит мягкая, податливая древесина ольхи, липы, осины. По традиции, богородские резчики всегда работали без эскизов и набросков, «с маху» — отсюда второе название богородской резьбы – маховая. Один из композиционных приемов богородской резьбы – резьба из трехгранного чурбака, получаемого при раскалывании полена. При резьбе основным инструментом мастера-резчика является острый нож своеобразной формы, получивший название богородского ножа.
В советское время промысел не исчез, в 1923 году организовалась артель «Богородский резчик», преобразованная в 1960-м в фабрику художественной резьбы.

В наше время фабрика продолжает существовать, хотя переживает не лучший свой период. Многочисленные дешевые подделки и поделки доморощенных «мастеров» заполонили столичные рынки, сбивая цену и переполняя рынок некачественным товаром. Ведь тот, кто не видел настоящей богородской игрушки, не может отличить подлинного мастерства от халтуры.

Сейчас при фабрике существует музей богородской игрушки, можно попасть и на экскурсию по цехам, попробовать самим собрать игрушку из готовых частей. Богородская игрушка жива, и это подлинно русская народная традиция в богатой и многообразной культуре России.

Богородская игрушка. Традиционная резьба по дереву и народный юмор

Категория: Чистый источник

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 775, фото: 42 | QR код страницы

Крестьянский юмор Богородской игрушки можно охарактеризовать выражением: «Куда крестьяне, туда и… медведи!»

Всем известна поговорка: «Куда крестьяне, туда и обезьяне!», которая характеризует смешные попытки подражания другим. Богородская игрушка впитала этот народный юмор, лишь только подражателями и помощниками в крестьянском быту здесь выступают не обезьяны, а традиционные для русской культуры животные – медведи, зайцы, белки, лисы и птицы.

Кто не видел богородскую игрушку «Кузнецы», в которой крестьянин на пару с медведем стучат молотками по наковальне? Между тем, эта забавная игрушка даже помещена на герб Богородского села, ведь по легенде именно здесь зародился промысел.

По преданию, крестьянка вырезала куклу-Ауку из липы для своих детей, но дети наигрались, и игрушка попала к купцу. Купец сумел ее выгодно продать, и заказал целую партию таких же.

Другая легенда связывает промысел с расположенным в 27 километрах Сергиевым Посадом. По преданию, еще Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям, а монастырские крестьяне регулярно выполняли большие заказы на изготовление резных изделий из дерева.

Самые популярные персонажи богородской игрушки – это медведи, занятые крестьянскими работами: медведи-дровосеки, пасечники, лодочники, грибники, и рыболовы. Медведи играют в шахматы, музицируют на балалайках и на скрипках. А в современной игрушке воплотились и новые сюжеты – например, медведь, стучащий по клавиатуре компьютера или занимающийся починкой автомобиля.

Другие герои богородской игрушки – это белки, зайцы, лисы, козы, бараны, кони и львы, также занимающиеся хозяйством – купающие малышей, вяжущие на спицах, колющие орехи и т.д.

Такие игрушки обычно оставляют некрашеными, лишь покрывают лаком. Орнаментом здесь выступают штрихи и углубления, оставленные резцом мастера.

Популярны и расписные богородские курочки. Если раскрутить подвешенный на нитях шарик-баланс, курочки начинают «клевать», ритмично постукивая клювами. Для курочек уже характерна пёстрая роспись, и изготавливают их на токарном станке. Новые виды – токарные пингвины, снеговики, ангелы, герои сказок и мультфильмов.

Большинство богородских игрушек снабжено механизмами – подвесами, кнопками, раздвижными планками, пружинками и рычагами, которые заставляют игрушку двигаться.

Например, раздвижные планки позволяют стаду собираться вокруг пастушка, словно по зову рожка, или построить солдат в шеренгу.

Мастера изготавливают и статичные художественные композиции, представляющие собой сувениры, настенные панно либо декоративное оформление часов.

В 1913 году мастера объединились в артель, которая позже была преобразована в фабрику. После перестройки промысел находился в упадке, но сегодня идёт его возрождение – при фабрике появился музей, в котором проводятся экскурсии для детей и взрослых, а на сайте фабрики открылся интернет-магазин, в котором можно приобрести игрушки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector