Петриковская роспись для начинающих: рисунки, примеры и техника
Мастер-класс по петриковской росписи для начинающих
Стремление украсить среду обитания всегда было свойственно человеку. С древних времён люди стремились сделать свою жизнь красивее и лучше. Так, по всему миру появлялись многочисленные центры народных художественных промыслов. В небольшом украинском селе родился один из таких центров — петриковская роспись. Сегодня это всемирно известный промысел, который очаровывает любителей прекрасного своими яркими узорами и орнаментами.
История возникновения
Появления этого промысла связано с селом Петриковка в Днепропетровской области Украины. Сегодня вряд ли кто вспомнит имя первого мастера, который решился разукрасить свой дом или печь. Предметы быта и жилые сооружения были первыми объектами для творчества начинающих умельцев.
Со временем украшать свои дома и утварь стали почти все жители села, и это привело к зарождению одного из известнейших в наши дни центров народного творчества. Специализированная художественная школа и краеведческий музей способствуют сохранению традиций, накоплению опыта старых и новых мастеров прекрасной росписи.
По-прежнему петриковская роспись по дереву стоит в одном ряду с палехом и хохломой. Но современные условия нашли этому виду искусства и более широкое применение. Так, сегодня орнаменты и цвета петриковцев активно используют в оформлении одежды и тканей. Ещё одним новым направлением стало использование петриковских узоров в маникюрном бизнесе. Яркие узоры на ногтях пользуются огромной популярностью у современных красавиц.
Основные элементы
Изучение многочисленных орнаментов и узоров петриковских мастеров сразу выявляет ряд характерных черт для всех творений этого направления. Все орнаменты в основном построены про одному принципу: волнистая линия, вдоль которой расположены другие элементы. Растительные орнаменты преобладают в петриковской росписи, но петух и человек тоже представлены в работах многих мастеров.
Однако есть классические элементы, на которых строится вся композиция и почти все элементы и рисунки. Вот их список:
Зёрнышко — самый простой и, по сути, основной элемент;
Скошенное зёрнышко — усложнённый вариант предыдущего элемента;
Ягодка — ещё один очень простой элемент, который используется почти во всех композициях;
Звоночек — цветок колокольчика, обычно с тремя лепестками, но может быть их и больше;
Бутон — разные формы бутонов цветов, один из самых востребованных элементов;
Клубничка — название говорит само за себя, элементу придаётся форма ягоды клубники;
Листок — тоже очень популярный узор в виде листочка с многочисленными треугольными краями. Могут быть самой замысловатой формы и размера;
Листок клубники — опять же название говорит само за себя;
Подсолнух, цветок вишни и василёк — элементы похожие на цветы, названия которых они носят;
Луковка — без этого нехитрого узора немыслима петриковская роспись, присутствует почти во всех композициях.
Кроме основных элементов, существует много других, созданных в основном из вышеперечисленных. Например:
Колоски разной конфигурации, этот простой узор делается из классических зёрнышек, равномерно расставленных вдоль линии;
Ромашка — в этом случае зёрнышки расставляются острой частью к единому центру;
Перистый листок — узор получается с помощью скошенных зёрнышек разной величины. Имеет много модификаций и форм.
Калина — с помощью ягодок имитируется гроздь калины. Ярко-красные ягодки соединяются линиями того же цвета.
В этом промысле применяют яркие краски основных цветов. Смешивают краски очень редко, чаще всего только для того, чтобы сделать более светлый или более тёмный оттенок выбранного цвета.
Наиболее популярен у опытных мастеров переходный мазок — это когда на кисть набирается основной цвет, а её кончик макают в другую краску или оттенок. После мазка такой кистью получается удивительно красивый переход от одного цвета к другому. В этой технике можно выполнять любой элемент петриковской росписи. Для начинающих лучше всего начинать обучение с одним цветом, а потом осваивать переходный мазок.
Обучение мастерству
В наши дни многие любители прикладного творчества решают обучиться какому-нибудь ремеслу, чтобы разнообразить свой досуг. А кто-то даже решается так зарабатывать себе на жизнь, ведь спрос на прекрасное никогда не проходит. Одним из несложных промыслов в освоении является петриковская роспись. Мастер-классы этого творчества столь популярны, что обучиться сможет практически любой, способный держать кисточку в своих руках.
Необходимые материалы и инструменты
С чего начать, могут спросить новички в художественном деле. Само собой, что без красок и кисточек вряд ли что получится, поэтому первым делом приобретают всё самое необходимое. Для росписи будут нужны:
Бумага. Желательно, хороший, плотный ватман белого цвета;
Краски гуашь. Лучше всего художественные краски, мелкотёртые. Плакатная гуашь годится для тренировок, но не для серьёзной работы;
Клей ПВА. Клей нужен для разведения красок, пропорция — одна порция клея на две порции краски;
Кисти. Мягкие беличьи или коланковые кисти начальных размеров. От качества кистей во многом зависит насколько успешным будет обучение. Хорошая кисть легко смачивается, держит в себе воду и при намокании имеет острый кончик. Важно, чтобы ворсинки не топорщились в разные стороны!
Кроме всего этого, понадобится простой карандаш на первое время. Ещё обычно сразу готовят для петриковской росписи шаблоны основных элементов, чтобы быстрее научиться их рисовать.
Пошаговые инструкции
Начинают обучение с простых элементов — это зёрнышко и ягодка. Причём второй элемент освоить намного проще, ведь он рисуется без кисточки. Краску набирают на палец и делают ягодку на листе так, чтобы не остался отпечаток пальца.
Зёрнышко рисуется кистью. Набрав краску на кисть, её прижимают в месте будущего зёрнышка и плавно поднимая, ведут вниз. Выполняя это упражнение много раз, добиваются однообразия в исполнении элемента.
Освоив основные узоры, переходят к более сложным элементам. Только получив основные навыки в рисовании простых узоров, приступают к рисованию несложных орнаментов. Ниже приведена инструкция, как пошагово нарисовать классический осенний орнамент:
Первым делом разводят зелёную краску на палитре и рисуют тонкую волнистую линию. Это классическое построение композиции петриковской росписи, называется оно бегунок.
Далее размечают расположение цветов и ягод вдоль нарисованной волны. Для этого рисуют короткие зелёные веточки вдоль сгибов основной ветви.
Разводят красную краску и делают указательным пальцем грозди калины.
Синей краской делают отдельные ягодки, чередуя их с гроздями красной калины.
После этого рисуют листочки. Для начала выбирают одну из понравившихся форм этого элемента, потом разводят краску нужного цвета и нужный оттенок для переходного мазка. Размечают карандашом место для будущего листочка или рисуют сразу, если уверены в своём мастерстве.
Выбирают место для цветка. Определяются с его формой и цветом. Разводят краску и рисуют основной узор на выбранном участке.
В заключение можно заполнить пустые места отдельными листочками, ягодками или зёрнышками, чтобы композиция приобрела цельный вид.
Следуя этой несложной схеме, можно создать любую композицию. Осенняя пора — не единственный источник вдохновения для мастеров живописной росписи. Любой человек может попробовать воплотить в этой технике собственные идеи и замыслы. Для этого только надо решиться взяться за кисть и краски.
Петриковская роспись. Мастер-класс для начинающих
Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны в декоре всевозможных предметов быта и одежды. Так что если хочешь идти в ногу со временем, без владения техникой уникальной росписи украинского села Петриковка не обойтись.
Петриковская роспись в современном дизайне
Ты даже не представляешь, насколько популярной стала петриковская роспись. Этот уникальный украинский орнамент активно используют в архитектуре и дизайне. Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов или на печи, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов.
А еще живописными элементами флоры и фауны модно украшать различные предметы, одежду и даже автомобили.
Если Ты внимательно рассмотришь петриковскую роспись, то заметишь, что в ней нет никаких наслоений и переплетов. Ни один цветок или листочек не заслоняет друг друга – они расположены рядом. Красочная петриковская роспись не знает смешивания цветов, и это придает рисункам деликатность и изысканность.
Правила и элементы петриковской росписи
Сегодня я покажу Тебе, как рисовать петриковскую роспись пошагово. Для того, чтобы овладеть техникой «петриковка», нужно знать несколько основных правил.
Для выполнения петриковской росписи возьми плотную бумагу или ватман.
Если Ты еще не совсем уверенный в себе художник, не выполняй рисунок сразу с помощью краски. Сначала легонько наведи карандашом контуры будущего рисунка.
Используй для рисования гуашь, разведенную с клеем ПВА (1 капля ПВА на 10 капель краски).
Рисуй пальчиком! Ягодки без отпечатков выглядят ненастоящими. Точечки можно делать и ушными палочками.
Держи кисточку под углом примерно 80° к бумаге.
Научись аккуратно и четко выполнять основные элементы петриковской росписи.
Размещай все элементы петриковской росписи на одинаковом расстоянии.
Экспериментируй с цветами!
Рисуй ежедневно и совершенствуй свою технику.
Теперь внимательно рассмотри основные элементы петриковской росписи:
Техника рисования бегунка
Одним из элементов петриковской росписи является так же бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме.
Начинаем рисовать бегунок.
1. Разведи на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.
2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначь расположение цветков, ягод и листиков на «волне».
3. А сейчас принимайся рисовать ягодки. Разведи красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижми палец к бумажному листу. Молодец! Принимайся за другие ягодки. Если все сделаешь правильно, гроздья получатся аккуратными и красивыми.
4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.
5. Особое внимание удели листочкам. Разведи зеленую краску и четко прорисуй каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета. Можно наносить рисунок.
Все сделал? Отлично! Продолжаем урок петриковской росписи.
6. Пришло время изобразить цветы. Обмакни кисть в желтую краску, а затем слегка — в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.
Вот, собственно, и все! Теперь изобразить петриковскую роспись для Тебя не составит особого труда. Осталось лишь найти походящий предмет или стену, чтобы отточить полученные навыки.
Хочешь узнать больше об истории и секретах петриковской росписи?
Петриковская роспись для начинающих: рисунки, примеры и техника
УРОК № 1: Петриковская роспись. Вводный.
Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.
Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.
Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.
Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Как правильно изготовить кисточку из кошачьей шерсти
Кто увлекается декоративной росписью (особенно петриковской), тот не может обойтись без этой волшебной кисточки. Ее практически нельзя заменить никакой другой. Свойства кошачьей шерсти поистине уникальны: она очень упругая ( как только прекращается нажим на нее, кисточка возвращается в первоначальное положение, то есть не теряет своей формы, не деформируется); она очень долговечна ( при правильном обращении с ней кисточка прослужит 3-4 года при самом интенсивном ее использовании); с ее помощью можно делать невероятно тонкую и ажурную роспись, выводя такие воздушные линии, какие и самым отточенным карандашом сделать непросто.
Для начала нужно срезать шерсть у кота. Прижав концы срезанных шерстинок пальцем постараться с помощью иголки выбрать пух со стороны среза ( у основания шерстинок). Дальше самый важный этап. Смысл выполняемой операции заключается в том, чтобы максимально уровнять концы шерстинок. Итак, несколько раз растягиваем пучок шерсти в разные стороны, а затем накладывала полученные половинки снова одну на другую так, чтобы кончики всего пучка оказались на одном уровне. Так надо делать до тех пор, пока кончики шерстинок в пучке не образуют ровную (относительно) линию. Абсолютно ровной ее сделать практически невозможно, но максимально к этому приблизиться необходимо. От этого будет зависеть качество кисточки и то удовольствие, которое она вам доставит в процессе работы. В качестве держальца для кисти можно взять любую палочку,например, от старой кисточки, подойдет даже толстый стержень шариковой ручки. Конусоподобный кончик держальца надо смазать густым клеем, например, ПВА, затем положить его на середину подготовленного пучка шерсти и аккуратно обернуть этот пучок вокруг держальца. Затем, взяв длинную прочную нить, туго обмотать ею держальце, зафиксировав концы нити двойным узлом. Нитку необходимо еще раз сверху промазать клеем, дать высохнуть, можно даже сверху покрыть лаком для прочности. Но я этого не делаю ( можно попасть лаком на рабочую часть кисти, а это не желательно). Подготовленная таким образом сухая кисть имеет форму квачика или веничка. Но как только вы кисть смочите в воде, она преобразится, приняв форму капли. Как работать кошачьей кистью – это отдельная тема.
Мастер-класс по петриковской росписи для начинающих
Стремление украсить среду обитания всегда было свойственно человеку. С древних времён люди стремились сделать свою жизнь красивее и лучше. Так, по всему миру появлялись многочисленные центры народных художественных промыслов. В небольшом украинском селе родился один из таких центров — петриковская роспись. Сегодня это всемирно известный промысел, который очаровывает любителей прекрасного своими яркими узорами и орнаментами.
История возникновения
Появления этого промысла связано с селом Петриковка в Днепропетровской области Украины. Сегодня вряд ли кто вспомнит имя первого мастера, который решился разукрасить свой дом или печь. Предметы быта и жилые сооружения были первыми объектами для творчества начинающих умельцев.
Со временем украшать свои дома и утварь стали почти все жители села, и это привело к зарождению одного из известнейших в наши дни центров народного творчества. Специализированная художественная школа и краеведческий музей способствуют сохранению традиций, накоплению опыта старых и новых мастеров прекрасной росписи.
По-прежнему петриковская роспись по дереву стоит в одном ряду с палехом и хохломой. Но современные условия нашли этому виду искусства и более широкое применение. Так, сегодня орнаменты и цвета петриковцев активно используют в оформлении одежды и тканей. Ещё одним новым направлением стало использование петриковских узоров в маникюрном бизнесе. Яркие узоры на ногтях пользуются огромной популярностью у современных красавиц.
Основные элементы
Изучение многочисленных орнаментов и узоров петриковских мастеров сразу выявляет ряд характерных черт для всех творений этого направления. Все орнаменты в основном построены про одному принципу: волнистая линия, вдоль которой расположены другие элементы. Растительные орнаменты преобладают в петриковской росписи, но петух и человек тоже представлены в работах многих мастеров.
Однако есть классические элементы, на которых строится вся композиция и почти все элементы и рисунки. Вот их список:
Зёрнышко — самый простой и, по сути, основной элемент;
Скошенное зёрнышко — усложнённый вариант предыдущего элемента;
Ягодка — ещё один очень простой элемент, который используется почти во всех композициях;
Звоночек — цветок колокольчика, обычно с тремя лепестками, но может быть их и больше;
Бутон — разные формы бутонов цветов, один из самых востребованных элементов;
Клубничка — название говорит само за себя, элементу придаётся форма ягоды клубники;
Листок — тоже очень популярный узор в виде листочка с многочисленными треугольными краями. Могут быть самой замысловатой формы и размера;
Листок клубники — опять же название говорит само за себя;
Подсолнух, цветок вишни и василёк — элементы похожие на цветы, названия которых они носят;
Луковка — без этого нехитрого узора немыслима петриковская роспись, присутствует почти во всех композициях.
Кроме основных элементов, существует много других, созданных в основном из вышеперечисленных. Например:
Колоски разной конфигурации, этот простой узор делается из классических зёрнышек, равномерно расставленных вдоль линии;
Ромашка — в этом случае зёрнышки расставляются острой частью к единому центру;
Перистый листок — узор получается с помощью скошенных зёрнышек разной величины. Имеет много модификаций и форм.
Калина — с помощью ягодок имитируется гроздь калины. Ярко-красные ягодки соединяются линиями того же цвета.
В этом промысле применяют яркие краски основных цветов. Смешивают краски очень редко, чаще всего только для того, чтобы сделать более светлый или более тёмный оттенок выбранного цвета.
Наиболее популярен у опытных мастеров переходный мазок — это когда на кисть набирается основной цвет, а её кончик макают в другую краску или оттенок. После мазка такой кистью получается удивительно красивый переход от одного цвета к другому. В этой технике можно выполнять любой элемент петриковской росписи. Для начинающих лучше всего начинать обучение с одним цветом, а потом осваивать переходный мазок.
Обучение мастерству
В наши дни многие любители прикладного творчества решают обучиться какому-нибудь ремеслу, чтобы разнообразить свой досуг. А кто-то даже решается так зарабатывать себе на жизнь, ведь спрос на прекрасное никогда не проходит. Одним из несложных промыслов в освоении является петриковская роспись. Мастер-классы этого творчества столь популярны, что обучиться сможет практически любой, способный держать кисточку в своих руках.
Необходимые материалы и инструменты
С чего начать, могут спросить новички в художественном деле. Само собой, что без красок и кисточек вряд ли что получится, поэтому первым делом приобретают всё самое необходимое. Для росписи будут нужны:
Бумага. Желательно, хороший, плотный ватман белого цвета;
Краски гуашь. Лучше всего художественные краски, мелкотёртые. Плакатная гуашь годится для тренировок, но не для серьёзной работы;
Клей ПВА. Клей нужен для разведения красок, пропорция — одна порция клея на две порции краски;
Кисти. Мягкие беличьи или коланковые кисти начальных размеров. От качества кистей во многом зависит насколько успешным будет обучение. Хорошая кисть легко смачивается, держит в себе воду и при намокании имеет острый кончик. Важно, чтобы ворсинки не топорщились в разные стороны!
Кроме всего этого, понадобится простой карандаш на первое время. Ещё обычно сразу готовят для петриковской росписи шаблоны основных элементов, чтобы быстрее научиться их рисовать.
Пошаговые инструкции
Начинают обучение с простых элементов — это зёрнышко и ягодка. Причём второй элемент освоить намного проще, ведь он рисуется без кисточки. Краску набирают на палец и делают ягодку на листе так, чтобы не остался отпечаток пальца.
Зёрнышко рисуется кистью. Набрав краску на кисть, её прижимают в месте будущего зёрнышка и плавно поднимая, ведут вниз. Выполняя это упражнение много раз, добиваются однообразия в исполнении элемента.
Освоив основные узоры, переходят к более сложным элементам. Только получив основные навыки в рисовании простых узоров, приступают к рисованию несложных орнаментов. Ниже приведена инструкция, как пошагово нарисовать классический осенний орнамент:
Первым делом разводят зелёную краску на палитре и рисуют тонкую волнистую линию. Это классическое построение композиции петриковской росписи, называется оно бегунок.
Далее размечают расположение цветов и ягод вдоль нарисованной волны. Для этого рисуют короткие зелёные веточки вдоль сгибов основной ветви.
Разводят красную краску и делают указательным пальцем грозди калины.
Синей краской делают отдельные ягодки, чередуя их с гроздями красной калины.
После этого рисуют листочки. Для начала выбирают одну из понравившихся форм этого элемента, потом разводят краску нужного цвета и нужный оттенок для переходного мазка. Размечают карандашом место для будущего листочка или рисуют сразу, если уверены в своём мастерстве.
Выбирают место для цветка. Определяются с его формой и цветом. Разводят краску и рисуют основной узор на выбранном участке.
В заключение можно заполнить пустые места отдельными листочками, ягодками или зёрнышками, чтобы композиция приобрела цельный вид.
Следуя этой несложной схеме, можно создать любую композицию. Осенняя пора — не единственный источник вдохновения для мастеров живописной росписи. Любой человек может попробовать воплотить в этой технике собственные идеи и замыслы. Для этого только надо решиться взяться за кисть и краски.
Учебно-методическое пособие. Петриковская роспись
Разделы: МХК и ИЗО
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.
Техника выполнения Петриковской росписи
Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.
Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.
Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.
Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.
На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.
Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.
Работа с пипеткой
Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.
Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.
Переходный мазок выполняется двумя красками.
На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант – зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.
Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.
Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.
Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.
Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.
Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.
“Бегунками” – их так же называют “дорожками” или “фризами” – оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.
Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.
Роспись на дереве.
Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.
На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.